Бахчисарай: на один день в столицу Крымского ханства
Бахчисарай — это совсем маленький город, известный прежде всего как бывшая столица могущественного Крымского ханства. Туристы приезжают на один день, чтобы посмотреть на Ханский дворец, Свято-Успенский пещерный монастырь и Чуфут-Кале.
Как съездить в Бахчисарай
Групповые автобусные экскурсии в Бахчисарай проводятся в основном из Алушты. Из Ялты организуют индивидуальные автомобильные поездки.
Самым оптимальным будет взять на прокат машину и съездить в Бахчисарай самостоятельно. Это лучший способ посмотреть все интересные места, не привязываясь к группе. Для аренды нужные только паспорт и водительское удостоверение.
История Бахчисарая
На месте нынешнего города существовало несколько поселений, первое из которых появилось на вершинах гор приблизительно в VII-VIII веках нашей эры — там, где теперь находятся остатки пещерного города Чуфут-Кале.
Первоначально Крымские ханы жили и правили именно оттуда, но позже постепенно начали спускаться в долину между гор. Сначала они перенесли столицу к подножию Чуфут-Кале и основали там древнее поселение Салачик (теперь — Староселье), а еще позже наконец продвинулись в нынешний центр Бахчисарая.
Там в XVI-XVII веках был построен Ханский дворец, который окружало около двух тысяч домов для подданных хана, среди которых в основным были татары и греки. В центре города было несколько мечетей, школа, старое кладбище.
Отсюда татарское войско доходило до самой Москвы и грозило московским князьям, пока в XVIII веке не было побеждено армией Миниха — тогда же произошло подчинение Крымского ханства Российской империи. В XIX веке дворец посетил Пушкин, прославив его на всю империю в своих стихах.
Что посмотреть в Бахчисарае
Пещерный город Чуфут-Кале
Чуфут-Кале — один из шести крупных пещерных городов Крыма наряду с Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен, Качи-Кальон и поселением Бакла. Все они расположились недалеко друг от друга в Бахчисарайском районе, на территории между внешней и внутренней грядой Крымских гор. Кроме городов, на этой обширной территории между ними также попадаются пещерные монастыри и развалины крепостей поменьше.
Чуфут-Кале, пожалуй, наиболее популярен среди туристов, так как он достаточно хорошо сохранился по сравнению с другими пещерными городами и в то же время находится ближе всех к Бахчисараю. Фактически Чуфут-Кале расположился на его восточной окраине в районе балки Марьям-дере (по соседству от Свято-Успенского пещерного монастыря).
Пещерный город занимает вершину одного из плато этой балки — плато Бурунчак. Подступ к городу был только по этому плато, где его защищали оборонительные стены и ворота, а с трех остальных сторон он выходил на обрыв высотой до тридцати метров. Первые поселения на этом плато появились в V-VI веках нашей эры, когда здесь селились племена готов и аланов, чьи могильники были раскопаны внизу в ущелье. Тогда он находился на границе византийских владений.
К XIV веку город был завоеван татарами и стал резиденцией Крымских ханов. В это время здесь появились оборонительные стены, части которых стоят и сегодня, а также ханский монетный двор, который находился в самом центре поселения. Напротив главного туристического входа предположительно находился ханский дворец, а на средней улице в южной части поселения сохранились руины мечети того же периода (1346 года). От ханского периода здесь также остался мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-Ханым. Она правила поселением и была похоронена в нем в 1437 году. Мавзолей хорошо сохранился и стоит в центре поселения, у стены, разделяющей город на две части.
В XVI веке ханы перебрались из пещерного города в Бахчисарай, а в предыдущем селении остались только караимы — иудейское население Крыма. К этому же времени относится появление названия Чуфут-Кале, которое в переводе с крымско-татарского означает “еврейская крепость”. Большинство уникальных сохранившихся построек на территории плато относятся именно к караимскому периоду. Гуляя по Чуфут-Кале, можно увидеть две караимские кенассы XIV-XVI веков, в которых молилось местное население. Они расположены поблизости от южных ворот, прямо у входа, на улице, которая называлась Кенасской, и были восстановлены на деньги современной караимской общины — сегодня у них есть даже крыша. Помимо них, сохранилась караимская школа XVI века и поздняя усадьба известного караимского ученого Фирковича, который жил на Чуфут-Кале в XVIII веке.
Поднимаясь по тропинке на вершину плато, обратите внимание на пещеры в скалах. Часть из них служила ханской тюрьмой. Пока ханы правили в Бахчисарае, в прекрасно подходивший для этого крепостной Чуфут-Кале начали ссылать пленников. В остальных пещерах, коих здесь очень большое количество, жили и держали скот и зерно.
Жизнь на Чуфут-Кале постепенно угасла к концу XIV века, так как после присоединения этой части Крыма к Российской империи законы, запрещающие караимам селиться в городах, были отменены, и они постепенно рассредоточились по более крупным населенным пунктам.
Ханский дворец в Бахчисарае
Ханский дворец в Бахчисарае когда-то был центром могущественного Крымского ханства и, на удачу потомков, дошел до наших дней хорошо сохранившимся. С XVI по XVIII века он был главной резиденцией крымских ханов, откуда они правили государством, простиравшимся от Дуная до Краснодарского края.
Дворцовый комплекс сохранился почти полностью, правда, не тот оригинальный, что построили в XVI веке. Во время войн с русской армией он был сожжен, но позже достаточно точно восстановлен по описаниям. К посещению Екатерины II и Александра I во дворце достраивали комнаты на европейский лад, о чем сетовал Пушкин, посетивший его в 1820 году.
Самые старые постройки на территории дворца — большая Ханская мечеть и баня Сары-Гюзель, их относят к 1532 году. О первоначальном виде дворца можно легко составить представление.
Центр всего комплекса — дворцовая площадь. На нее выходят большая Ханская мечеть с двумя минаретами, жилой корпус, гарем, конюшни, библиотека, Соколиная башня. Чуть дальше от центра дворца располагаются сады и ханское кладбище с двумя дюрбе (мавзолеями) и старыми надгробиями XVI века. На кладбище похоронены девять ханов и члены их семей, а также знать и придворные.
Внутрь некоторых дворцовых помещений можно зайти и посмотреть выставку мебели. Не пропустите главные достопримечательности Ханского дворца: “Фонтан Слез” в фонтанном дворике и дюрбе Гиляры на садовых терассах — мавзолей любимой жены одного из ханов, при котором изначально стоял “Фонтан Слез”.
Большая ханская мечеть в Бахчисарае
Большая Ханская мечеть (по-татарски Биюк Хан Джами) расположена на главной площади Ханского дворца. Узнать ее можно по двум высоким минаретам (высота каждого — 28 метров).
Большой она названа не случайно — это действительно одна из самых больших мечетей в Крыму. Она также является одной из двух старейших построек на территории Ханского дворца (вторая — баня Сары-Гюзель).
Мечеть была построена в 1532 году ханом Сахибом I Гераем, который основал Бахчисарай. В хрониках она носила его имя до XVII века, и только позже была переименована в большую Ханскую. Первоначальный облик мечети во многом отличался от того, который предстает перед нами сегодня. Вместо красной черепицы крыша мечети была покрыта несколькими куполами
Часть мечети, выходящая на дворцовую площадь — это не передний фасад, а боковая аркада. Главный же вход в мечеть находится со стороны реки и украшен мрамором и фонтаном для омовения ног. Стены с этой стороны покрыты надписями цитатами из Корана на арабском в зеленых рамках — их добавили в XVIII веке.
Внутри мечеть сохранила близкий к первоначальному облик. Самое интересное в ней — застекленная ханская ложа на балконе. Здесь молились Крымские ханы и сохранилась редкая белая плитка с голубым узором — когда-то ей были отделаны многие помещения дворца.
У мечети также есть внутренний дворик, в котором в XVIII веке находилась школа, с тех пор не сохранившаяся.
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Свято-Успенский монастырь находится на восточной окраине Бахчисарая, на полпути между Ханским дворцом и Чуфут-Кале.
Монастырь расположился внизу долины Марьям-дере — ущелья Святой Марии. На дне этого ущелья когда-то находилось средневековое поселение Салачик, которое было первой столицей Крымского ханства. От него сохранилась гробница Хаджи I Гирея, средневековые ханские бани и мусульманская школа-медресе — все это теперь находится на территории музея Ларишес неподалеку от монастыря.
Здания Свято-Успенского монастыря, которые можно посетить и увидеть сегодня — это несколько храмов и жилых построек, расположившихся на склонах гор. Монастырь появился здесь предположительно в конце VIII века (по другой версии — в XV веке). Сбежав от преследований из Византии, сюда перебрались монахи и основали здесь горный монастырь на том месте, где им по легенде явилась икона Божьей матери в одной из горных пещер. Доподлинно известно, что к XV веку, когда остров был под властью османов, Свято-Успенский монастырь стал главным центром христианства в Крыму.
Позже значимость бахчисарайского монастыря была подтверждена и тем, что сюда неоднократно приезжали русские цари — Александр I, Николай I, Александр II. Во время Крымской войны в зданиях и кельях монастыря размещался госпиталь, в котором работал хирург Пирогов.
В начале XX века монастырь насчитывал пять храмов, которые можно увидеть и сегодня. Среди них пещерная Свято-Успенская церковь, пещерный храм Марка, храм Константина и Елены и главный храм Успения Божией Матери, в котором находится та самая Бахчисарайская икона Божьей Матери, с которой началась история монастыря, а также еще несколько ценных икон.
Мавзолей Тюрбе Хаджи I Гирея в Бахчисарае
Салачиком называлось старинное селение на восточной окраине Бахчисарая, прямо у подножия Чуфут-Кале, которое когда-то было первой столицей Крымского ханства. Сегодня оно фактически поглощено городом и носит название Староселья. Эта окраина примечательна двумя вещами: Успенским пещерным монастырем и мавзолеем Хаджи I Гирея.
Этот мавзолей-дюрбе был построен знаменитым ханом Менгли Гиреем для его отца, правившего Крымским ханством и умершего в 1466 году. Сегодня он стоит в неотреставрированном, но достаточно хорошо сохранившемся виде, который позволяет представить, как он выглядел изначально. Над входом мавзолея сохранились надписи на турецком, а перед ним разбит небольшой садик с еще двумя древними гробницами из мрамора. Это дюрбе, в отличие от других бахчисарайских, было более изысканно украшенно. Вход в гробницу представляет собой портал, стоящий на встроенных колоннах и украшенный «сельджукской цепью» — разновидностью турецкого плетеного орнамента. Под аркой можно увидеть арабески.
Мавзолей находится на территории бывшего дворца — Девлет-сарая, в котором сейчас также можно посетить краеведческий музей Ларишес.
Музей Ларишес в Бахчисарае
Ларишес — музей на восточной окраине Бахчисарая, которая теперь называется Старосельем, но до XX века была известна как Салачик. До того как слился с Бахчисараем, Салачик был отдельным поселением, а когда-то даже первой столицей Крымского ханства.
Сегодня на эту окраину стоит отправиться ради Успенского пещерного монастыря и Девлет-Сарай, на территории которого находится музей Ларишес. Он содержит коллекцию, посвященную истории Крымского ханства и крымских татар.
Название произошло от французского la richesse — «богатства», так как идея этого музея появилась во Франции и сначала он существовал в виде интернет-собрания османских и европейских карт средних веков. В 2011 году появился физический музей в Староселье, в здании бывшей школы-медресе.
Сегодня в его коллекции можно увидеть гравюры видов Крымского ханства и портреты ханов, старые карты, османские и крымские документы. На территории музея также находится старая мечеть XV века, мавзолей Хаджи I Гирея, ведутся раскопки древних ханских бань — все это также можно посетить вместе с экскурсией.