Что делать при задержке или отмене рейса.
Если вдруг вам не повезло и по каким-то причинам ваш рейс задержали или даже отменили. Что делать в таких ситуациях, что нужно требовать от авиакомпании, на какую материальную компенсацию вы можете рассчитывать.
С 2015 года изменились часть прав пассажиров. Прочитайте актуальную статью Права пассажиров при отмене и задержке рейсов.
Что необходимо требовать у авиакомпании.
В России, согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил РФ, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
1. Если рейс задержан на срок от 2 до 4 часов: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка (если вы летите с детьми младше семи лет).
2. Если рейс задерживается от 4 до 8 часов: бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.
3. Если рейс задержан более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом, по закону, вас должны поселить в отдельном номере без посторонних людей. Авиакомпания также обязана обеспечить организацию хранения багажа.
В Европе при задержках вылетов вам также предоставят питание и ночлег. Кроме того, если рейс перенесен более чем на 5 часов, вы можете потребовать возврата денег за билет.
Не забудьте, что вам необходимо получить документ о задержке рейса. Это может быть любая справка из аэропорта, отметка на распечатанном электронном билете, на посадочном талоне. Обязательно необходимо указать время по расписанию, а также фактическое время вылета. Наконец возьмите и сфотографируйте табло вылета. Чем больше доказательств задержки вылета и главное длительности ожидания у вас будет, тем лучше. Сохраняйте все чеки, которые доказывают, что вы понесли дополнительные расходы связанные с ожиданием рейса. Если в результате задержки рейса у вас пропали билеты на какое-либо мероприятие — концерт, театр — также сохраняйте их. В соответствие с законом «О защите прав потребителей» компенсации подлежат все сопутствующие расходы.
Кстати, вы можете также посмотреть рекомендации о том, что делать, где спать – на каких скамейках удобнее, где дешевле поесть в аэропорту в ожидании вылета, на этом сайте sleepinginairports.net. Здесь собираются отзывы, советы туристов, которым пришлось провести длительное время в аэропортах.
Какая материальна компенсация полагается при задержке рейса.
Россия.
Авиакомпания не виновата, в случае наступления следующих форс-мажорных обстоятельств: явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия, военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров (ст. 794 и 795 ГК РФ). В иных случаях авиакомпания несет ответственность за нарушение договора о перевозке.
Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса, она обязана выплатить пассажиру 3 % от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»), а также 25 % МРОТ за каждый час ожидания, но не более половины стоимости билета, в качестве штрафа (ст. 120 «Воздушного кодекса» РФ). По действующему законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, однако пассажиры имеют право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.
Чтобы получить все причитающиеся по закону денежные средства, вам необходимо в письменном виде подать в авиакомпанию заявление о материальной компенсации и добровольном, досудебном урегулировании вопросов. Сделать это вы можете в любом представительстве авиакомпании. Обязательно получите копию заявления с отметкой о вручении. Или можете отправить почтой, заказным письмо с уведомлением о вручении. С вероятностью 99,9% авиакомпания откажет вам в этом и вам придется подать заявление в суд по месту своей регистрации (закон «О защите прав потребителей» позволяет подавать исковые заявления как по месту нахождения ответчика, так и истца).
Европа.
Авиаперевозки на территории ЕС регулируются Регламентом EC № 261/2004 Европейского парламента и Совета от 11.02.2004 об установление общих правил о компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов. Все авиакомпании, совершающие рейсы в пределах ЕС руководствуются данным документом.
Материальная компенсация за задержку рейса.
Сервис compensair.com позволяет рассчитать какая компенсация предусмотрена при задержке конкретного рейса.
В Европе претензии к авиакомпаниям принимаются в течение двух лет, в Великобритании шести лет. Судиться самим с европейскими авиакомпаниями у вас навряд ли получится. Зато можно воспользоваться все тем же сервисом compensair.com. Сервис работает по принципу win-no-fee basis, то есть вы платите только по результату.
США.
В США закон не обязывает авиакомпании предоставлять пассажиру за задержку рейса еду и напитки. Каждая компания самостоятельно устанавливает правила в ситуациях с задержками рейсов. Вы можете рассчитывать на компенсацию только в случае овербукинга (когда на рейс было продано фактически больше билетов). Причем размер штрафов весьма существенный.
1. При задержке рейса, который авиакомпания предложит вам в качестве замены до 2 часов (1-4 часа на международных рейсах), авиакомпания должна выплатить сумму, равную 200% от стоимости билета в одну сторону, но не более $650.
2. При задержке рейса, который авиакомпания предложит вам в качестве замены более 2 часов (более 4 часов на международных рейсах) или авиакомпания не предоставляет никакой замены, вы должны получить сумму, равную 400% от цены в одну сторону, но не более $1300.
Естественно компенсации подлежат все дополнительные расходы, которые вы понесли при приобретении билета – оплата багажа, еды, выбор места.
И хочется пожелать всем оказавшимся в такой ситуации — будьте вежливы с сотрудниками аэропорта.